НАТАЛИЯ САЛЫКИНА

 

Дистанционное обучение в школе.

 

 

Дистанционное обучение в школе.

 

Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся.

Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line.

Интерес к дистанционному обучению в последнее время постоянен. В школах, также как в вузах, оно уверенно начинает завоевывать свое место в образовательном процессе вместе с традиционными формами обучения. Для специалистов в области информатизации образования это явление, несомненно, положительное: по своей сути программированное, дистанционное обучение требует использование компьютера, а следовательно, органически включает его в учебный процесс и естественным путем, в силу необходимости, привлекает к его освоению все больший круг учителей школ.

Дистанционное обучение базируется на использовании компьютеров и телекоммуникационной сети. Компьютерные средства связи снимают проблемы расстояний и делают более оперативной связь между преподавателем и обучаемым. Современные средства информационных технологий позволяют использовать при обучении разнообразные формы представления материала: вербальные и образные (графика, звук, анимация, видео). Компьютерные обучающие и контролирующие программы помогают учащимся быстрее и глубже освоить учебный материал, дают возможность учителю осуществлять оперативный контроль уровня усвоения учебного материала.

В процессе проведения обучения в дистанционном режиме используются все основные типы информационных услуг:

  • электронная почта;
  • телеконференции;
  • пересылка данных (FTR- серверы);
  • гипертекстовые среды (WWW – серверы);
  • ресурсы мировой сети Интернет (страницы World Wide Web, базы данных, информационно-поисковые системы);
  • видеоконференции.

С помощью каждого из этих типов взаимодействия ученика и учителя решаются специфические и дидактические задачи.

С помощью электронной почты может быть налажено общение между преподавателем и учащимся: рассылка учебных заданий, вопросы преподавателя и к преподавателю. Электронная почта намного облегчает учителю массовую рассылку материала. Позволяет отслеживать историю переписки с учащимся.

Телеконференции позволяют организовать общую дискуссию среди обучаемых на учебные темы. Телеконференции проходят под управлением преподавателя. Преподаватель формирует тему дискуссии, следит за содержанием приходящих в конференцию сообщений. Участники конференций могут просматривать поступившие сообщения. Присылать свои собственные письма (сообщения) в конференцию, принимая, таким образом, участие в дискуссии.

Услуги FTR-серверов могут потребоваться при пересылки данных (файлов), в том числе больших размеров. FTR-серверы располагают удобными функциям для организации и контроля таких пересылок.

На WWW-серверах преподаватель может разместить учебные материалы. Эти материалы будут организованы в виде гипертекста. Гипертекст позволяет структурировать материал, связать ссылки (гиперсвязями) разделы учебного материала, которые уточняют и дополняют друг друга. В WWW-документах можно размещать не только текстовую, но и графическую, а также звуковую и видео информацию.

Ресурсы мировой WWW-сети, организованной в виде гипертекста, можно использовать в процессе обучения как богатый иллюстративный и справочный материал. Преподаватель с помощью поисковых систем, справочников по ресурсам Интернет может готовить набор ссылок на WWW-страницах, содержащие интересный с его точки зрения материал по изучаемым темам, и сообщать эти ссылки обучаемым. Если они имеют выход в Интернет, то смогут воспользоваться этим материалом.

Видеоконференции в настоящее время не столь распространены в школах из-за высокой стоимости оборудования для проведения конференций. Однако перспективность такого вида обучения очевидна: преподаватель может читать лекции или проводить занятия со слушателями в «в живом эфире», имея при этом возможность общения со слушателями. Такие лекции высококвалифицированных специалистов весьма популярны в Европе и США, где решены технические проблемы проведения видеоконференций по телекоммуникационным каналам связи.

 

Средства новых информационных технологий обеспечивают учащихся разнообразными современными средствами обучения. Помимо традиционных учебных пособий и конспектов ученикам могут предлагаться:

  • компьютерные обучающие программы;
  • электронные учебные пособия;
  • компьютерные системы тестирования и контроля знаний;
  • электронные справочники;
  • учебные аудио и видеоматериалы;
  • информационные материалы.

Перечисленные средства безусловно способны повысить качество обучения, ускорить изучение, усвоение учебного материала, контроля знаний.

 

«Образовательное Интернет - пространство» - термин часто используется как интуитивно понятный, не требующий четкого определения. Образовательное Интернет пространство не только совокупность образовательных ресурсов Интернета. Оно имеет сложную инфраструктуру, которая включает в себя:

  • технические и технологические средства Интернета;
  • человеческие ресурсы, вовлеченные в образование и процессы информатизации образования;
  • систему отношений в сообществе специалистов, работающих в образовании с опорой на средства новых информационных технологий и Интернет.

Основные условия формирования образовательного Интернет-пространства – свободный доступ для всех вовлеченных в инфраструктуру специалистов к ресурсам и механизмам инфраструктуры, беспрепятственная коммуникация в Интернет – обществе. В нем должны действовать механизмы саморазвития, реализующие внутреннюю логику существования системы.

Таким образом, создаваемые средства информационной поддержки развития образовательного Интернет – пространства должны быть направлены на:

  • расширение Интернет – пространства, в том числе создание мотивационных механизмов;
  • изучение информационных и коммуникативных потребностей системы образования и создание ресурсов, сервисов служб Интернета, направленных на удовлетворение этих потребностей;
  • создание условий для реализации творческого потенциала школьной общественности;
  • повышение квалификации учителей школ в области новых информационных и педагогических технологий;
  • поддержку обращенных во вне мероприятий, укрепляющих взаимосвязи образовательного Интернета с многочисленными контекстами общества, общественными структурами.

Одним из перспективных направлений развития дистанционного образования является взаимопроникновение идей информационных технологий и передовых педагогических технологий. В современных педагогических концепциях обучение перестает рассматриваться только как процесс передачи знаний от учителя ученику, как процедура выработки необходимых знаний и умений, хотя разумеется, упомянутые элементы учебного процесса полностью не отрицаются.

Дистанционное образование легко встраивается в наиболее простые по уровню применяемых педагогических подходов образовательные курсы. В дистанционном режиме можно осуществлять пересылку учебных материалов. При этом можно передавать по телекоммуникационным каналам не только текстовую информацию, но и видеоматериалы. Так же не представляет особого труда контролировать уровень усвоения учебного материала через систему тестов и контрольных вопросов для учащихся. Для этих целей можно использовать системы компьютерного тестирования и обработки результатов. В то же время элементы дистанционного обучения с успехом можно применять и при инновационных формах обучения, ориентированного на развитие творческих способностей учащихся.

Индивидуализация, гибкость и адаптивность обучения

Современные средства телекоммуникаций в дистанционном образовании обеспечивают интерактивный способ обучения. Учащемуся представляется возможность оперативной связи, а преподавателю – возможность оперативно реагировать на запросы ученика, контролировать и корректировать его работу.

В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать процесс обучения. Преподаватель в зависимости от успехов ученика может применять гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагать ему дополнительные , ориентированные на ученика блоки учебных материалов, ссылки на информационные ресурсы. Поскольку фактор времени (45 мин. урока) становится не критичным, ученик может также выбрать свой темп изучения материала, т.е. может работать по индивидуальной программе , согласованной с общей программой курса, что очень важно,  в средних образовательных учреждениях .

 

 

Этот способ обучения достаточно эффективен в следующих случаях:

  • выполнение проектов и исследовательских работ;
  • работа с детьми – инвалидами или часто болеющими;
  • при заочной (экстернатной) форме обучения;
  • работа с одаренными детьми ( индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня);
  • увлекательные задания с целью повторения (кроссворды, ребусы и др.).

Конечно, интерактивный способ обучения стал возможен в силу того, что произошла информатизация общества: компьютер и Интернет ”пришли” почти в каждый дом.

 

Дистанционное образование, несомненно, имеет свои преимущества перед традиционными формами обучения. Оно решает психологические проблемы учащегося, снимает временные и пространственные ограничения, проблемы удалённости от квалифицированных учебных заведений, помогает учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов. 

Преимущества дистанционного образования:

  • Более высокая адаптивность к уровню базовой подготовки и способностям обучаемых, здоровью, месту жительства и т.д., и соответственно, лучшие возможности для ускорения процесса получения образования и повышения качества обучения;
  • Повышение качества образовательного процесса за счет ориентации на использование автоматизированных обучающих и тестирующих систем, заданиями для самоконтроля и т.д.;
  • Оперативное обновление методического обеспечения учебного процесса, т.к. содержание методических материалов на машинных носителях легче поддерживать в актуальном состоянии;
  • Доступность для обучающихся "перекрестной" информации, поскольку у них появляется возможность, используя компьютерные сети, обращаться к альтернативным ее источникам;
  • Возможность пройти обучение и аттестацию быстро, в сжатые сроки, или наоборот, отсрочить аттестацию, то есть лучше, разумнее планировать свое время;
  • Возможность одновременно заниматься по нескольким специальностям в разных учебных заведениях;
  • Повышение творческого и интеллектуального потенциала обучающихся за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения;
  • Ярко выраженная практичность обучения (обучающиеся могут напрямую общаться с конкретным преподавателем и задавать вопросы о том, что интересует больше всего их самих). 

 

Информация об учебном процессе для учащихся

Дистанционное обучение – базируется на открытом обучении (свобода места, времени и формы обучения), современных информационных технологиях, интенсивном применении компьютерных обучающих программ, большом объёме самостоятельной работы обучаемого.

Технические требования.

Поступающий на курс должен иметь:

  • доступ к сети Internet;
  • электронный адрес;
  • программное обеспечение (указано в информации о курсе).

Прохождение учебного процесса.

Обучение проводится с использованием дистанционных технологий, связь с обучающимися реализуется с помощью Internet. Перед началом обучения необходимо зарегистрироваться на сайте: http://ippk.arkh-edu.ru (Тульский школьный портал –  Система дистанционного  обучения).

Процесс обучения включает в себя самостоятельное изучение учебного материала курса, самостоятельную познавательную деятельность обучаемого и выполнение контрольных заданий. В процессе изучения всех разделов обучающийся может получить у преподавателя все необходимые консультации в отведенное расписанием время  при очной встрече, по телефону, либо по электронной почте. Материалы и задания по курсу размещаются на сайте. Ответы на письменные вопросы и выполненные контрольные задания оформляются в отдельном файле  и отправляются электронной почтой на адрес преподавателя.

От обучающегося потребуется внимательная, систематическая работа с учебным материалом, что невозможно без определенной силы воли и строгой самодисциплины. Обучаясь на дистанционных курсах, Вы разовьете навыки самостоятельного мышления, которые пригодятся Вам на любой работе. Вы научитесь мыслить системно, оценивать ситуацию, делать выводы и прогнозы.

Основные требования этикета телекоммуникационного общения.

  • Пунктуальность (делать всё вовремя);
  • тактичность и доброжелательность;
  • вежливость и корректность;
  • краткость, четкость формулировки своих мыслей;
  • говорить и писать хорошим языком, без ошибок;
  • обязательность ответа;
  • не злоупотребление временем и вниманием преподавателя и партнеров;
  • соблюдение авторских прав; запрещается распространять, передавать, пересылать третьему лицу все материалы дистанционных курсов.

Требования к материалам и организации дистанционных курсов

Успешность и качество дистанционного образования в общем случае зависят от эффективной организации и качества используемых материалов, а также руководства процессом, мастерства участвующих в нем педагогов. Дистанционное образование предполагает тщательное и детальное планирование деятельности ученика, четкую постановку задач и целей обучения, организацию доставки необходимых учебных материалов.

Структурирование содержания дистанционного курса должно быть модульным, так, чтобы обучающийся мог четко осознать свое продвижение от одного законченного блока материала к другому. Слишком крупные модули заметно снижают мотивацию к процессу обучения.

Современные информационные технологии предоставляют практически неограниченные возможности в размещении, хранении, обработке и доставке информации на любые расстояния и любого объема и содержания.

Коммуникационные технологии также обеспечивают:

·       доставку изучаемого материала участникам процесса или их работу с учебным материалом, размещенном на сервере;

·       интерактивное взаимодействие преподавателя и ученика (обычно используется термин «слушатель курсов») в процессе обучения;

·       возможность самостоятельной работы обучающихся с информационными источниками сети;

·       возможность работать в группе, а также оценку знаний и умений, полученных в ходе обучения.

 

Специфические черты ДО как формы обучения

В отличие от традиционных форм обучения, дистанционное образование обеспечивает, с одной стороны, эффективную оперативную обратную связь, заложенную в самом учебном материале, а с другой – непосредственную систематическую обратную связь с преподавателем по сети, а также возможность общения в сети с партнерами.

Принципиальным отличием дистанционного образования от традиционных видов является то, что в его основе лежит учение, то есть самостоятельная познавательная деятельность ученика. Отсюда необходима гибкая система организации дистанционного образования, позволяющая приобретать знания там и тогда, где и когда это удобно ребенку. Важно, чтобы ученик не только овладел определенной суммой знаний, но и научился самостоятельно их приобретать, работать с информацией, овладел способами познавательной деятельности, которые в дальнейшем мог бы применять в условиях непрерывного самообразования.

Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер, напротив, ученик с самого начала должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся овладением знаниями, но непременно предусматривающую их применение для решения разнообразных проблем своей практической деятельности. В ходе такого обучения обучающиеся должны уметь (научиться) приобретать и применять знания, искать и находить нужные для них средства обучения и источники информации, уметь работать с этой информацией.

 

Система контроля в ДО

Система контроля за усвоением знаний и способами познавательной деятельности, способностью, умением применять полученные знания на практике, в различных проблемных ситуациях должна носить систематический характер, строиться как на основе оперативной обратной связи (заложенной в текст учебного материала, а также в организацию обращения к преподавателю или консультанту курса), так и отсроченного контроля (например, при итоговом тестировании).


Представление содержания дистанционного курса

Гипертекстовая организация курса

Представление содержания дистанционного курса – важнейший компонент его подготовки.

Как правило, содержание курса представляется в виде развитой гипертекстовой структуры в понятийной части, а также в логике изложения учебного материала (последовательность, взаимозависимость частей и т.п.).

Гипертекстовая организация информации подчиняется следующим принципам:

·                    свобода перемещения по тексту;

·                    сжатое (реферативное) изложение информации;

·                    необязательность сплошного чтения текста;

·                    наличие справок в структуре информации;

·                    использование перекрестных ссылок.

 

Формы и виды представления материала

Формы представления материала необходимо включают в себя удобную для пользователя систему управления его освоением. Преподаватель может задать любую форму представления и последовательность изложения материала, что позволяет один и тот же учебный материал использовать для аудитории разной степени подготовленности и для различных видов учебной деятельности. 

В целом в структуру материала включаются следующие содержательные компоненты:

·       собственно учебный материал, включая необходимые иллюстрации;

·       инструкции по его освоению;

·       вопросы и тренировочные задания;

·       контрольные задания и пояснения к их выполнению.

 

Интерактивность ДО

Необходимо обеспечивать максимально возможную интерактивность между учеником и учителем, обратную связь между учеником и учебным материалом, предоставлять возможность группового общения, предусматривать высокоэффективную обратную связь, чтобы обучающиеся были уверены в правильности своего продвижения по пути от незнания к знанию. Обратная связь должна быть как пооперационной, оперативной, так и отсроченной в виде внешней оценки.


Использование мультимедиа

При построении дистанционного курса эффективно мультимедийное представление учебной информации. Там, где это методически оправдано, в гипертекст включаются звук, анимации, графические вставки, видеоряд и пр.

Мультимедийный курс, основанный на использовании современных сетевых технологий, дает возможность ученику по своему усмотрению иллюстрировать изучаемый текст, сделав его более личностным (отобрать содержание в соответствии со своими индивидуальными потребностями, выбрать и зафиксировать в тексте пути, наиболее эффективные лично для него). Мультимедийные элементы способствуют восприятию и запоминанию материала. Появляется возможность использовать подсознательные реакции обучающегося, например, подведение итогов или выдача задания в каждой лекции курса могут предваряться определенным звуком (мелодией), настраивающих ученика на определенный вид работы.

 

Памятка разработчикам и  преподавателям дистанционных курсов

·        Каждый модуль должен иметь вводную часть. Примерное содержание вводной части модуля:

O  Расписание работы над занятиями.

O  Введение в модуль.

O  Организационные вопросы (например, когда можно обратиться к преподавателю в чате, скайпе: указать дни недели и время).

O  Контакты (фамилия, имя и отчество преподавателя, адрес его электронной почты, скайпа...).

Преподавателям необходимо выходить на сайт ежедневно (в крайнем случае 1 раз в 2 дня), регулярно просматривать внутренние сообщения, проверять электронную почту. Если преподаватель не имеет возможности выхода в интернет (например, уезжает в командировку), то он оставляет  сообщение в новостном форуме о том, что будет отсутствовать в течение определенного времени и проверит задание/ответит на вопросы.

 

Рекомендации по созданию курса ДО

Современный электронный учебный курс - это целостная дидактическая система, состоящая из различных электронных учебных материалов, использующая компьютерные технологии и возможности сети Интернет и обеспечивающая обучение и управление процессом обучения по индивидуальным и оптимальным учебным программам.

К электронным учебным материалам курса относятся:

  • материалы по темам учебной дисциплины (курсы лекций, виртуальные лабораторные работы, практические работы, тесты и др.);
  • справочники и базы данных учебного назначения;
  • методические пособия с упражнениями и примерами решения типовых задач;
  • наглядные пособия (компьютерные иллюстрации) для поддержки различных видов занятий (диаграммы и схемы, атласы конструкций и т.п.);
  • хрестоматийные сборники;
  • обучающие и контролирующие компьютерные программы;
  • методические указания по проведению учебного эксперимента, лабораторного практикума и др.

 

При создании курсов ДО необходимо учитывать следующие требования: 

Мотивация. Мотивация - необходимая составляющая обучения, которая должна поддерживаться на протяжении всего процесса обучения. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед студентом. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки студента.

Постановка учебной цели. Студент с самого начала работы за компьютером должен знать, что от него требуется. Задачи обучения должны быть четко и ясно сформулированы в программе.

Создание предпосылок к восприятию учебного материала. Для создания предпосылок к восприятию учебного материала могут быть полезны вспомогательные материалы (руководства для студентов), входящие в комплект готового пакета или подготовленные самим преподавателем. Возможно проведение предварительного тестирования.

Подача учебного материала. Стратегия подачи материала определяется в зависимости от решаемых учебных задач. Важной проблемой является оформление кадров, подаваемых на экран дисплея. Необходимо использовать известные принципы удобочитаемости.

Обратная связь. Этот критерий имеет ключевое значение для обучаемого, меньше - в тестирующей программе, больше - в тренажерной. Компьютер способен обеспечивать обратную связь, причем помощь эта может быть индивидуальной.

Оценка. В ходе работы с компьютером студенты должны знать, как они справляются с учебным материалом. Однако предпочтительно не указывать количество неправильных ответов до окончательного подведения итогов. Большинство студентов, как правило, стимулирует небольшое число оставшихся заданий, большое число выполненных заданий стимулирует меньше.   Наиболее важным в дистанционном курсе является организация коммуникаций "студент - преподаватель - студенты". Для этих целей рекомендуется организация работы студентов в проектах или "обучение в сотрудничестве", дискуссии. 

При создании курсов ДО широко используются гипертекстовые технологии и мультимедийные средства. Использование гиперссылок приводит к нелинейной структуре курса, к возможности перемещаться  обучаемому по своей собственной стратегии обучении по всему тексту курса.  Гипертекст - возможность создания "живого", интерактивного учебного материала,  снабженного ссылками между различными частями материала. Возможности гипертекста дают преподавателю  возможность разделить материал на большое число фрагментов, соединив их гиперссылками в логические цепочки. Следующим шагом здесь может быть создание на основе одного и того же   материала "собственных" учебников для каждого учащегося, в зависимости от его уровня знаний.  Гиперссылки позволяют обращаться к внешним источникам информации, делать курс частью сети Интернет.

При разработке курса ДО следует принимать во внимание изолированность ученика, обучающегося дистанционно. Материалы должны снабжаться необходимыми пояснениями, быть дружественными к пользователю и привлекательны, все трудности процесса изучения должны заранее предвидеться авторами.

Электронный учебный курс должен включать

На базовом (основном) уровне:

1.     Основной теоретический материал, отвечающий требованиям Государственного образовательного стандарта.

2.     Системы упражнений и задач, позволяющих выработать практические умения и навыки.

3.     Методы и средства итоговой оценки усвоения базовых знаний.

На дополнительном уровне:

1.     Учебный материал, к которому ученик может обратиться для углубленного изучения вопросов курса.

2.     Учебный материал, к которому ученик т может обратиться для удовлетворения профессиональных запросов.

3.     Учебно-методические пособия по решению задач повышенной сложности.

Типовая структура электронного учебного курса

Рациональная структура УМК ДО (ЭУ) для дистанционного и заочного обучения по дисциплине (курсу), инвариантная к содержанию учебной дисциплины, должна включать в себя следующее:

1.     Рабочую программу дисциплины (курса) для очного обучения.

2.     Структуру ЭУ (оглавление).

3.     Цель и задачи изучения дисциплины.

4.     Введение в дисциплину (история, описание предмета, актуальность, место и взаимосвязь с другими дисциплинами).

5.     Методические указания по самостоятельному изучению дисциплины.

6.     Перечень модулей курса (состав и структуру модуля смотрите ниже).

7.     Заключение по дисциплине.

8.     Итоговые контрольно-измерительные материалы по дисциплине.

9.     Тематика для небольших исследовательских работ.

10.                       Список литературы (основной и дополнительной).

11.                       Глоссарий (толковый словарь терминов).

12.                       Список сокращений и аббревиатур.

13.                       Библиотека (хрестоматия (дайджест) по дисциплине, содержащая выдержки из учебников, научных и журнальных статей, методик и др. учебных материалов по тематике курса).

Объем основного содержания ЭУ определяется исходя из учебных планов и рабочих программ.
Общий объем ЭУ определяется автором самостоятельно, исходя из объема основного содержания курса и объема дополнительного материала.
В дистанционном обучении аналогом традиционного занятия становится тема.

Тема - элементарная содержательно-организационная единица курса, объединяющая несколько разнородных видов учебной деятельности, достаточная для всестороннего изучения вопроса в рамках стандарта и рассчитанная на изучение за  учебное время.
Каждая тема включает теоретический материал, практические задания и контрольно-измерительные материалы.

Одна или нескольким тем, имеющие общее смысловое значение, объединяются в модуль. Рекомендуемое стандартом оптимальное число модулей в курсе равно целому числу, полученному от деления объема курса в часах на 10 час.

Исходя из сказанного, можно определить следующие структуры модуля и темы.

Структура дидактического модуля электронного учебного курса:

1.     Название модуля.

2.     Структура (оглавление) модуля.

3.     Цель и задачи изучения модуля.

4.     Введение к модулю.

5.     Методические указания по самостоятельному изучению модуля.

6.     Перечень тем (состав и структуру темы смотрите ниже).

7.     Заключение по модулю.

8.     Итоговый тест по модулю.

9.     Тематика для небольших исследовательских работ по модулю.

10.                       Список литературы (основной и дополнительной) по модулю.

11.                       Глоссарий (толковый словарь терминов) по модулю.

12.                       Список сокращений и аббревиатур по модулю.

13.                       Библиотека по модулю (хрестоматия (дайджест) по модулю, содержащая выдержки из учебников, научных и журнальных статей, методик и др. учебных материалов по тематике модуля).

Структура темы электронного учебного курса:

1.     Название темы.

2.     Структура (оглавление) темы.

3.     Цель и задачи изучения темы.

4.     Введение в тему.

5.     Методические указания по самостоятельному изучению темы.

6.     Лекции (примерную структуру лекции смотрите ниже).

7.     Практические задания (лабораторные работы) для самостоятельной работы (примерную структуру практического задания смотрите ниже).

8.     Упражнения (тренинги умений).

9.     Вопросы (тесты) для самопроверки.

10.                       Темы семинаров.

11.                       Темы рефератов.

12.                       Заключение по теме.

13.                       Тематика для небольших исследовательских работ по теме.

В настоящее время широко используется следующая структура курсов ДО:

  • Авторы курса, с фотографиями автора и тьютора. Краткая творческая биография автора курса, основные публикации. Возможно аудио или видео ролик.
  • Введение(Информация о курсе). Дается краткая характеристика курса, кому он предназначен, что необходимо знать и уметь для успешного усвоения, расписание, цели и задачи курса, аннотация курса, организация курса, требуемая литература, порядок обучения, как работать с данным курсом, место и взаимосвязь с другими дисциплинами программы по специальности.
  • Основной текст в виде модулей с иллюстрациями, выделенными ключевыми словами (для будущего глоссария) и определениями, ссылками на другие страницы курса, и другие источники информации в сети Интернет, а также основные выводы по разделу. Каждый модуль должен иметь заголовок. Возможно указание Перечня вопросов, относящихся к данному разделу, но не вошедших в программу с указанием источников, где можно с ними ознакомиться факультативно и дополнительные лекционные материалы.
  • Вопросов для самотестирования после каждого раздела, контрольных работ и тем для обсуждения на форуме данного курса. Задачи с ответами для тренинга.
  • Справочные материалы по предметной области курса (глоссарий), связанный гиперссылками с основным текстом. Глоссария, по возможности должен полно отражать содержание курса (в идеале глоссарий должен содержать термины на русском и английском языках). Список сокращений и аббревиатур.
  • Литература - список рекомендованной основной и дополнительной литературы, адреса Web-сайтов в сети Интернет с информацией, необходимой для обучения с аннотацией каждого ресурса.
  • Электронная библиотека – электронные книги по тематике курса, ссылки на сайты электронных библиотек, электронные книги с информацией, необходимой обучаемому, например по работе с электронной почтой, по поиску информации в Интернет и т.д. Каждая ссылка должна сопровождаться аннотацией.
  • Средства сотрудничества обучаемого с преподавателем и другими обучаемыми (электронная почта, телеконференции(форум), чат).
  • Практические и лабораторные работы, необходимые для качественного усвоения курса. Предварительно рекомендуется осуществить допуск к этому виду занятий, проверить знания теоретического материала.
  • Творческие задания (курсовые работы, эссе, задания, ситуации и т.д.), направленные на самостоятельное применение усвоенных знаний, умений, навыков, выполнение проектов индивидуально и в группах сотрудничества.
  • Блок проблемных ситуаций(тексты задания на выявление глубины понимания).
  • База данных рефератов, курсовых работ, проектов, рефератов других студентов, презентаций.
  • Web- работы студентов(или файлы презентаций, размещенные в Интернет).
  • Блок с файлами(презентаций, рефератов, ….)
  • Наиболее часто задаваемые вопросы и ответы на них, размещенные на Web-сайте и доступные для обучающихся.
  • Заключительный тест. Экзаменационные материалы, требования к уровню владения материалам.
  • Блок мониторинга результатов учебной работы.
  • Пакет анкет. В комплект курса включаются пакет анкет для знакомства с потенциальными учащимися и пакет тестов для определения их исходного уровня знаний по данному предмету, теме и заключительная анкета для оценки курса и тьютора.
  • Практикум для выработки умений и навыков применения теоретических знаний с примерами выполнения заданий и анализом наиболее часто встречающихся ошибок.
  • Виртуальный лабораторный практикум.

 

Рекомендации авторам по разработке модуля

Предлагаемые рекомендации не претендуют на исчерпывающую полноту. Опираясь на свою эрудицию и методическое мастерство, преподаватель-автор курса всегда может внести необходимые коррективы в вышеизложенные предложения, дополнить их с учетом конкретных условий, состава студенческой аудитории, обстановки и формы проведения занятия, а также других факторов.

Но важно знать, что:

1.     Содержание курса должно позволять преподавателю (тьютору) оказывать консультацию ученику за минимально короткое время.

2.     При модульном построении учебного материала акцент внимания, в первую очередь, следует сосредотачивать на структуре (модуля, темы), а не на объеме.

3.     При формулировке целей обучения для каждого модуля перечень тем целесообразно сопровождать указанием требуемых уровней их усвоения.

4.     Методические указания целесообразно составлять по каждой теме, а не в целом по курсу. Указания должны быть построены таким образом, чтобы ученик  мог перейти от деятельности, выполняемой под руководством тьютора, к самостоятельной деятельности и самоконтролю.

5.     Каждый модуль должен иметь библиотеку с дополнительными материалами и ссылками на источники информации по данной теме, в том числе и в сети Интернет.

6.     Основная учебная информация содержится в электронном курсе лекций, который должен быть составлен таким образом, чтобы минимизировать обращение ученика к дополнительной учебной информации. Исходя из этого, необходимо:

·         Использование принципа порционной выдачи информации для лучшего усвоения материала. Желательно, чтобы каждая лекция могла быть изучена за 1 час учебного времени.

·         Последовательное изложение информации: организация учебного материала таким образом, чтобы при изучении нового материала кратко повторялись выводы предыдущего.

·         Выделение в тексте ссылок (взаимосвязей) для последующего преобразования его в гипертекст.

·         Выделение в тексте новых терминов для помещения в глоссарий.

·         Использование проблемного обучения при изложении материалов лекций и составлении учебных заданий. Обучение путем «открытия нового», а не сообщения готовых знаний.

·         Построение заданий с имитацией задач будущей профессиональной деятельности обучаемого.

Основные этапы создания электронного курса

Этапы

    Виды работ

Этап №1 (предварительный)

1.     Выбор учебной дисциплины.

2.     Выявление существующих курсов данной тематики (в том числе и в сети Интернет).

3.     Определение целей обучения и степени сложности учебного материала.

4.     Определение предполагаемых затрат и времени для создания курса.

5.     Определение возможного тиража.

Этап №2 (основной)

1.     Написание методического сценария электронного курса.

2.     Составление преподавателем авторского курса лекций – основного элемента электронного учебного курса (лекции в обязательном порядке должны быть связаны с тестовой системой и глоссарием).

3.     Сбор иллюстраций для сканирования.

4.     Разработка схем и графиков курса, табличной и картографической информации.

5.     Подготовка аудио- и видеофрагментов.

6.     Заключение редактора.

Этап №3
(технологический)

1.     Рецензирование учебного курса (заключение экспертной комиссии РКСИ).

2.     Редактирование текста.

3.     Сканирование иллюстраций.

4.     Создание изображений и анимационных фрагментов при помощи программ компьютерной графики.

5.     Верстка курса.

6.     Преобразование текста в гипертекст.

7.     Создание звукового и музыкального сопровождения.

8.     Организация интерфейса и системы навигации:

·         постраничный доступ к материалу с последовательностью изложения;

·         доступ по модулям и темам для повторного обращения к информации;

·         доступ по медиаэлементам: таблицам, схемам, картам, рисункам, видеофрагментам;

·         поиск по ключевому слову, словосочетанию.

                        Создание инструкции для пользователя с пояснением условных обозначений и описанием рациональных приемов навигации.

Этап №4
(итоговый)

1.     Тестирование курса.

2.     Исправление возможных ошибок.

3.     Размещение на учебном сервере.

4.     Создание демонстрационной версии электронного курса.

5.     Дополнительная подготовка курса для записи на CD.

 

 

Гигиенические требования по использованию персональных компьютеров в школе

В соответствии с требованиями современного санитарного законодательства (СанПиН 2.2.2.542-96 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы») для занятий детей допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарноэпи-демиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей.

 

Для понижения зрительного и общего утомления на уроках необходимо соблюдать следующие рекомендации:

оптимальная продолжительность непрерывного занятия за компьютером для учащихся II...IV классов должна быть не более 15 мин;

с целью уменьшения зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз. Для большей привлекательности упражнения можно проводить в игровой форме. Примерный комплекс упражнений для глаз:

1.                     Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 -- 4, затем открыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1--6. Повторить 4--5 раз.

2.                     Посмотреть на переносицу и задержать взгляд на счет 1 -- 4. До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счет 1 -- 6. Повторить 4 -- 5 раз.

3.                     Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 -- 4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1 -- 6. Аналогичным образом проводятся упражнения с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3 -- 4 раза.

4.                     Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх -- налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1 -- 6; затем налево вверх -- направо вниз и прямо вдаль на счет 1 -- 6. Повторить 4 --5 раз.

Аналогичные упражнения для снятия напряжения и утомляемости глаз можно найти в журналах «Информатика и образование».

Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.

 

 

Литература

1.                      Бабаева Ю.Д. и др. Диалог с ЭВМ: психологические аспекты // Вопросы психологии. - 1983. -  №2.

2.                      Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал. - 1998. -  №1.

3.                      Бершадский А. М; Кревский И. Г. Дистанционное обучение --форма или метод? // Дистанционное образование. - 1998.-  № 4.

4.                      Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.,1995.

5.                      Васильева И.А., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. - 2002. -  №3.

6.                      Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере обучения: проблемы и перспективы. - М.:Педагогика, 1987.

7.                      Дистанционное обучение: Учебное пособие для вузов / Под ред. Е. С. Полат. - М., 1998.

8.                      Доронина О.B. Страх перед компьютером: природа, профилактика, преодоление // Вопросы психологии. - 1993. - №1.

9.                      Жичкина А.Е. О возможностях психологических исследований в сети Интернет // Психологический журнал. - 2000. - №2.

10.                  Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. - М.:Просвещение: Владос, 1994.

11.                  Иванов В.Л. Электронный учебник: системы контроля знаний // Информатика и образование. - 2002.-  №1.

12.                  Извозчиков В.В., Соколова Г.Ю., Тумалева Е.А. Интернет как компонент информационной картины мира и глобального информационно-образовательного пространства // Наука и школа. - 2000. - №4.

13.                  Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Е. С. Полат. - М., 2000.

14.                  Калягин И., Михайлов Г. Новые информационные технологии и учебная техника // Высшее образование в России. - 1996. - №1.

15.                  Клейман Г.М. Школа будущего: компьютеры в процессе обучения: Пер. с англ.- М.:Радио и связь, 1987.

16.                  Концепция информатизации образования // Информатика и образование. - 1990. - №1.

17.                  Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно–методическое пособие. - М.:Педагогическое общество России, 2000.

18.                  Малитиков Е. М., Колмогоров В. П., Карпенко М. П. Актуальные проблемы развития дистанционного образования в Российской Федерации и странах СНГ // Право и образование. - 2000. - № 1.

19.                  Машбиц Е.И. Психолого-педагогические аспекты компьютеризации // Вести высшей школы. - 1986. - № 4.

20.                  Монахов В.М Концепция создания и внедрения новой информационной технологии обучения / Проектирование новых информационных технологий обучения. - М.,1991.

21.                  Молоков Ю.Г., Молокова А.В. Актуальные вопросы информатизации образования // Образовательные технологии: Сборник научных трудов. - Новосибирск, ИПСО РАО, 1997.

22.                  Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. - М., 2000.

23.                  Педагогико–эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования // Информатика и образование. - 2002. -   №1.

24.                  Пейперт С. Поворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи: Пер.с англ. / Под ред. Беляевой А.В., Леонаса В.В. -  М.:Педагогика, 1989.

25.                  Полат Е.С. Новые педагогические технологии / Пособие для учителей - М., 1997.

26.                  Полат Е. С Петров А. Е. Дистанционное обучение: Каким ему быть? // Педагогика. - 1999. - № 7.

27.                  Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. - М.:Школа-Пресс, 1994.

28.                  Роберт И.В. Распределенное изучение информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах // Информатика и образование. - 2001. - №5.

29.                  Смолян Г.Л. и др. Информационно-психологическая безопасность (определение и анализ предметной области). - М.:Институт системного анализа РАН, 1997.

30.                  Хантер Б. Мои ученики работают на компьютерах: книга для учителя: пер. с англ. - М.:Просвещение, 1989.

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»